«Поезда и пароходы перейдут на экологическое топливо». Источник: «Российская газета», № 286, 16 декабря 2016 г.
На Голубом газу
Весь пассажирский транспорт в ближайшее время должен перейти на газомоторное топливо, уверены в минтрансе. В ведомстве уже готовят актуализированную программу по переходу на него поездов, пароходов и вертолетов.
Представить программу планируется уже во второй половине 2017 года.
Только после перехода на газ можно добиться экологичности транспорта, считает глава минтранса Максим Соколов. Это особенно актуально в наступающем 2017 году, который объявлен Годом экологии.
Газомоторное топливо не только не вредит природе, но и считается одним из самых дешевых. Его активно используют в пассажирском транспорте более чем в 80 странах мира, но российские перевозчики не горят особым желанием переходить на газ. Эту ситуацию и предлагают изменить в транспортном ведомстве.
Сегодня затраты на традиционное топливо составляют треть от перевозок — довольно много. А при переходе на газ, который в среднем в два раза дешевле, себестоимость перевозок снизится на 15–20 процентов, подсчитала разработчик проекта программы Светлана Воронцова.
Что касается пассажирских тепловозов, то уже запущен пилотный проект по внедрению сжиженного природного газа (СПГ) на магистральных и маневровых локомотивах на участке Сургут — Войновка Свердловской железной дороги. В дальнейшем магистральные газотурбовозы предусматривается задействовать на участках Сургут — Новый Уренгой и Сургут — Нижневартовск.
При переходе на дешевый газ себестоимость пассажирских перевозок снизится на 15–20 процентов
Использовать газомоторное топливо на морских судах в первую очередь могут начать в Балтийском бассейне, который входит в районы контроля выбросов окислов азота и серы. С 2015 года в зонах особого контроля за выбросами (Sulphur Emission Control Areas) вступило в силу требование о том, что содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1 процента. Газомоторное топливо позволяет полностью исключить выброс окислов серы и твердых частиц, снизить на 90 процентов выбросы окислов азота и уменьшить выбросы СО2 на 30 процентов.
В перспективе силовыми установками, работающими на СПГ, планируется оснастить пассажирские суда на внутригородских и пригородных линиях, туристические суда, суда портового флота, сухогрузы смешанного плавания. Внедрение новой технологии позволит снизить затраты на транспортировку на 15–20 процентов и сократить выбросы загрязняющих веществ на 20–30 процентов, отметила Светлана Воронцова.
В качестве пилотных регионов для внедрения газомерного топлива на речном транспорте предлагаются Татарстан, регионы работы Северо-Западного и Московского пароходств. Именно там сейчас большой пассажиропоток на пригородных речных маршрутах. Заправлять суда СПГ можно непосредственно из автомобильных или железнодорожных цистерн, от береговых или плавучих установок, считает Светлана Воронцова.
Что касается авиации, то во многих регионах добычи газа и нефти имеется достаточно большое количество попутного нефтяного газа. Применение вместо авиакеросина более дешевого авиационного сконденсированного пропан-бутанового топлива (АСКТ), которое может вырабатываться из попутного нефтяного газа, позволит существенно удешевить и активизировать региональные авиаперевозки, считает эксперт. Наиболее готовые регионы для реализации пилотных проектов использования газа на вертолетах — Ханты-Мансийский округ — Югра, Ненецкий и Ямало-Ненецкий округа.
Татьяна Шадрина